Поколения ГБО
Термин «поколение» используется в отношении топливных автомобильных систем, функционирующих на газу, для обозначения отличий между ними. В настоящее время газовое оборудование для автомобилей разделяется на 6 поколений. Основными отличиями служат способы подачи топлива, а также система управления процессом. При этом все отличные элементы располагаются «внутри» авто – под капотом. Наружные же составляющие во всех поколениях идентичны. Давайте поближе ознакомимся с особенностями каждого из поколений ГБО.
Самое начало использования газа в качестве топлива – первое поколение оборудования, так называемое традиционное. Системы оснащены либо электронным, либо вакуумным редуктором и не имеют лямбда-зонда. В случае использования вакуумной системы при наличии вакуума редуктор открывается, при отсутствии – закрывается.
ГБО 2 поколения – автоматическое с электроникой. В нем предусмотрена обратная связь между датчиком кислорода и дозатором газа. Оборудование тоже относится к традиционному, однако в него в обязательном порядке добавляется лямбда-зонд, катализатор и нейтрализатор. При помощи связи между штатной системой контроля уровня кислорода в двигателе и лямбда-контроллерами системы, а также датчиков оборотов двигателя и положения заслонки на дросселе регулируется состав рабочей смеси.
В настоящий момент ни первое, ни второе поколение ГБО не отвечает запросам и эталонам ЕЭК ООН. Хотя требованиям Евро-1 в плане экологии большинство из них удовлетворяют. Однако Евро-1 давно уже устарела, и только единицы из систем 1 и 2 поколения «дотягивают» до стандартов Евро-2. Значительный показатель токсичности отработанного топлива привел к появлению новых поколений ГБО.
Итак, третье поколение ГБО уже содержит инжектор для впрыска топлива в цилиндры. Электроника управляет отмеряющим газ устройством, во впускной коллектор топливо поступает через механические форсунки. Открыванием последних «заведует» давление в магистрали.
После разработки новых стандартов Евро-3 и новейших диагностических систем, а также последующего создания ГБО 4 поколения, необходимость в третьем поколении просто отпала.
Именно следующее, 4 поколение, — одна из лучших методик согласованного впрыска газа. Это оборудование, оснащенное усовершенствованным электронным устройством контроля подачи газа в каждый цилиндр. Требует, как и предшествующая конструкция, установки отдельных газовых форсунок на коллекторе.
Всем нормативам Евро-3, 4 и новейших систем бортовой диагностики отвечает ГБО 5 поколения. Если в 4-м топливо в цилиндры поступает в газообразном состоянии, то в 5-м – в жидком. Чтобы обеспечить такое состояние топлива, в баллоне предусмотрен специальный насос, а также «обратка». Неотработанное топливо возвращается по магистралям обратно в баллон. Функционирование системы не требует создания собственных топливных карт, переход с бензина на газ осуществляется автоматически. Важнейшими плюсами 5 поколения считается сохранение мощности двигателя и отсутствие повышенного расхода топлива. Главными недостатками – чувствительность к загрязнениям газа, сложность оборудования и проблемы с ремонтом.
Последнее, еще более совершенное ГБО 6 поколения, не требует установки газовых форсунок, используя для подачи топлива в цилиндры штатные, бензиновые. Для этого понадобился дополнительный блок согласования FSU, который и регулирует подачу того или иного вида топлива. В отличие от предыдущих систем, 6 поколение позволяет осуществлять запуск двигателя на газу.
[contact-form-7 id=»501″ title=»Запись на монтаж»]